Ориентирование с помощью белой трости

           В Великобритании в городе Бристоле фотограф Джеймс Бигс, который ослеп в результате несчастного случая потерял работу, веру в себя, начал вести пассивный образ жизни однажды встретил слепого ветерана, слова которого перевернули жизнь Джеймсу и послужили толчком развития белой трости. Ветеран сказал; "Живи полноценно, будь самостоятельным! Не ходи с поводырём! Чем чаще будешь выходить с сопровождающим, тем тяжелее тебе будет, когда придётся выйти одному!".

           Джеймс начал самостоятельно выходить со своей тростью для прогулок, но заметил, что она совершенно не обеспечивает ему полной безопасности, а иногда и сам Бигс становился источником опасности для других прохожих. Оказалось, что на обычную трость прохожие не обращают внимания. Тогда Джеймс попробовал покрасить свою трость белой краской, чтобы она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль оказалась удачной и Джеймс, вскоре, посоветовал другим слепым сделать то же самое.

 

          Следующей вехой в истории белой трости стал 1931 год, когда благотворительная организация западной Европы "Ротарианский клуб" купила и подарила незрячим британцам белые трости. Событие широко освещалось в прессе, а радио BBC вышло с инициативой об обеспечении всех незрячих подобными тросточками, чем и занялся Британский Королевский национальный институт для слепых.

 

          После второй мировой войны в США, белая трость из символа слепого человека начала превращение в эффективный инструмент ориентирования для незрячих. Доктор-реабилитолог Ричард Гувер, который работал с американскими инвалидами - ветеранами войны, доказал, что более длинной тростью можно изучать дорогу, ориентиры и препятствия на пути слепого человека и, таким образом, обеспечить более уверенное и безопасное передвижение. По инициативе Международной Федерации слепых октября 1970 года в США был учреждён Международный день Белой трости. К инициативе в 1979 году присоединились страны Европы, в 1987 году – СССР. Это не праздник, это день, в который мировое сообщество обращает более пристальное внимание на особые потребности и проблемы около 170 миллионов землян, имеющих существенные проблемы со зрением.

         

          И вот уже несколько столетий белая трость является основным средством ориентирования для слепого человека. Она помогает узнать окружающую обстановку в помещении и на улице, в городе и во многих других случаях. Кроме своей прямой функции –ориентирование, белая трость имеет еще одно назначение – она информирует других людей о том, что ее обладатель лишен возможности видеть окружающий мир, а поэтому ему может понадобиться помощь.

          В нашей республике у каждого незрячего есть возможность обучаться в ВУЗе. Многие молодые парни и девушки активно пользуются этой возможностью, но в дальнейшем многие из них не могут работать по выбранной специальности, так как испытывают проблемы с ориентированием в пространстве. Имеется множество примеров, когда хорошие специалисты  не могут самостоятельно добираться до работы, ориентироваться в городской инфраструктуре для обеспечения своих бытовых потребностей, и кроме того, испытывают комплекс, когда необходимо прибегать к помощи других людей.

 

          Курс призван помочь слушателям преодолеть вышеуказанные проблемы. Вас научат как правильно подобрать себе трость, какими приемами можно пользоваться при ходьбе с тростью, как ходить по улицам с различным покрытием и в разную погоду, как правильно переходить автодороги по пешеходным переходам, светофорам, подземным переходам и без таковых, как правильно вести себя на обыкновенных и Т-образных перекрестках, как ходить по ступенькам и наклонным поверхностям, как ориентироваться в незнакомом помещении. Вы познакомитесь с расположением основных городских улиц, маршрутами городского транспорта и получите навыки самостоятельного ориентирования в городе. С Вами поработают над тем, как пользоваться остаточными анализаторами, как обратиться за помощью к незнакомым людям, как расспросив окружающих, можно будет самостоятельно построить маршрут и пройти по нему.

 

          Курс обучения ориентированию с тростью рассчитан на 60 часов. Занятия проводятся ежедневно по два часа в день. Часть курса отведена теоретическим занятиям, но основное время отведено практике.

         

          Главная задача трости в руках незрячего и слабовидящего состоит в том, чтобы сделать передвижение в пространстве целенаправленным, безопасным и эстетичным. Основная цель курса: сделать незрячего человека независимым, научить его самостоятельно ориентироваться.

План занятий

Примерное распределение часов учебных часов.

Примерный уровень овладения пространственной ориентировкой инвалидом по зрению, прошедшим курс обучения в ШВТС.

 

  • Первое. Начальный уровень. Инвалид по зрению не преодолел полностью страха пространства, даже в изучаемом помещении, не осознает значения самостоятельной ориентировки в жизни слепого человека. Под разными предлогами отказывается от самостоятельной ориентировки в незнакомом пространстве. На занятиях постоянно обращается за помощью к преподавателю и товарищам по группе. Не стремится самостоятельно преодолеть трудности, возникающие на маршруте. Не умеет обратиться на улице за помощью к прохожему. Тростью пользуется при настоятельной просьбе преподавателя. При наличии остаточного зрения не стремится использовать при ориентировке другие анализаторы. 

 

  • Второе. Средний уровень. Инвалид по зрению преодолел страх изученного пространства, но не полностью преодолел страх перед незнакомым пространством. Осознает необходимость самостоятельной ориентировки для жизни слепого человека, но не верит в возможность преодолении страха перед незнакомым пространством. Овладел приемами использования тростью в замкнутом и свободном пространстве, но затрудняется в самостоятельном анализе полученной информации. Стремится получить дополнительную информацию от прохожих. Самостоятельно преодолевает препятствия после получения дополнительного словесного указания со стороны окружающих. При наличии остаточного зрения активно его использует в ориентировке. Но и получает информацию от других анализаторов при анализе окружающего пространства. 

 

  • Третье. Высокий уровень. Инвалид по зрению преодолел страх пространства. Осознает значение самостоятельной ориентировки в незнакомой местности и стремится самостоятельно ориентироваться вокруг школы местности, посещать почту, аптеку, магазин и так далее. Умеет находить выход из затруднительной ситуации. Определяет свое местоположение путем анализа, сформированных топографических представлений на основе рельефных планов и карт. Ориентируется в пространстве на полисенсорной основе. Трость использует правильно в зависимости от типа маршрута. 

Подпишитесь на наши обновления
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon
Контактная информация
Кыргызская Республика,
г. Бишкек, ул.Абая 24
© Социальный центр "Равные возможности" общественного фонда "Плюс" 2014-2019 г.